Артем Лопатин: Форум – место для нетривиальных идей

Артем Лопатин: Форум – место для нетривиальных идей

Лопатин Артём Александрович, заместитель руководителя учебно-методического центра  образовательного фонда талантов и успеха Образовательный Центр «Сириус»

 

- Расскажите пожалуйста, в чём уникальность образовательного пространства Образовательный центр «Сириус»?

- Если говорить очень коротко, то у нас получилось соединить те лучшие практики, которые существуют в подготовке спортсменов, подготовке представителей направления «Культура» и ребят, увлечённых естественно-научными дисциплинами, в том числе в сфере технического творчества, для того чтобы возникла коллаборация, позволяющая детям прирастать самыми разными новыми компетенциями. Образно говоря, спортсмены регулярно ходят на концерты, которые сочиняют и дают их же сверстники. Ребята наблюдают за хоккейными матчами. А ребята со специализацией на культуре и искусстве слушают лекции выдающихся учёных страны о том, как правильно крутиться балерине, для того чтобы быть наиболее эффективной в своих движениях.

- Какое место занимают программы дополнительного образования в «Сириусе»?

- Если мы говорим про образовательный центр, то по сути дела все наши интенсивные профильные программы – это программы дополнительного образования. Поэтому можно говорить о том, что допобразование – это ключевое, что есть в образовательном центре «Сириус».

- Как вы считаете, насколько сегодня школьникам нужны учреждения системы дополнительного образования? Оправдывают ли себя они в современных реалиях жизни?

- Достаточно сложный вопрос и ответ на него будет связан скорее не с институцией, а с тем содержанием, которое она представляет. И здесь наверное правильнее говорить не о учреждении, центре или дворце детского творчества, а о тех программах, которые он предлагает. Условно говоря, это может быть обычная сельская школа, где есть кружки, секции по программам дополнительного образования достаточно высокого уровня. А может быть организация, в которой вроде бы исполнены все формальные требования, но предлагаемые программы никуда не годятся и с ними следовало бы сделать что-то более осмысленное – повысить их эффективность и качество.

При этом, когда мы говорим о допобразовании – о программах, учреждениях – естественно, самой сильной их стороной и тем, благодаря чему всё может получиться, является педагог. Именно он приходит с программой, он «заряжает» и мотивирует школьников, вовлекая их в образовательный процесс. Поэтому, если есть сильные педагоги, то всё порлучится вне зависимости от рамок образовательного учреждения.

- В школе ребёнку ставят оценки и таким образом мы видим качество обучения. А как оценить качество в сфере дополнительного образования?

- Метрики могут быть разными, они существуют и признаны сообществом. В целом кажется, что помимо выполнения неких формальных требований, можно посмотреть на то, какой, условно говоря, эффект получает школьник, какой эффект получает муниципалитет или территория от реализации этих программ. Скажем, если вы реализуете программу по – условно – робототехнике, то если школьник по результатам обучения некоторого количества лет создаёт робота, который улучшает жизнь свою или окружающих – это уже хороший показатель, что программа была составлена и реализована качественно.

- В «Сириусе» работает научно-технологический университет. Подскажите, есть ли какой-то путь попасть к Вам на обучение у педагогов, которые приезжают на Фестиваль «Открытия – 2030»?

- В нашем научно-технологическом университете в настоящий момент действуют программы магистратуры и аспирантуры. При этом они связаны с теми научными центрами, которые открыты в университете. Перечислю направления: математика, искусственный интеллект, центр наук о жизнь (генетика, биология) и центр когнитивных исследований (всё что связано с психологией). По этим направлениям вполне реально попасть на обучение в магистратуру или аспирантуру.

Также у нас есть короткие образовательные программы для студентов из других университетов, которые по аналогии с Образовательным центром приезжают к нам на 2-3 недели, учатся в рамках этого модуля и возвращаются к себе в вуз. Для этого тоже нужно пройти конкурсный отбор и приехать в «Сириус».

- Как считаете, чем важен и полезен Фестиваль «Открытия – 2030»?

- Выскажу своё личное мнение. Форумы, конференции, а также любые другие формы общего сбора специалистов заключают в себе два явных эффекта. Первый – это эффект мотивации, когда участник получает некий заряд от экспертов, преподавателей, от сверстников. Второй – эффект комьюнити, когда школьник попадает в привычную или ожидаемую среду. Очень часто мы наблюдаем ситуацию, при которой школьник является единственным в образовательной организации учеником, который фанатично увлекается физикой. И у него просто нет собеседников, с которыми он мог бы обсудить специфические темы – физические законы или явления. На фестивале он попадает в совершенно другую среду и совершенно иначе раскрывается. Становятся чётче видны потенциал и талант, которые у него есть и они реализуются на более высоком уровне.

- Какое пожелание вы хотели бы сделать участникам Фестиваля «Открытия – 2030»?

- Не бояться выступать. Важно не только говорить что-то, но и транслировать те мысли, что роятся в вашей голове на широкую аудиторию. Форум – то самое место, где нужно высказывать свои самые нетривиальные идеи и обсуждать их.